Из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране в 2020–2021 гг., вызванной коронавирусом COVID-19, пришлось вводить режим самоизоляции, а вузам – переходить на дистанционный формат обучения. Для студентов и преподавателей очного обучения такой формат явился непривычным и даже пугающим, особенно для практических дисциплин, в том числе для физической культуры и спорта. Сразу стало понятно, что самоизоляция изменит привычный образ жизни, вызовет дефицит повседневной двигательной активности, а это может сказаться на физическом и психическом здоровье участников педагогического процесса, тем более в течение длительного времени. Необходимо было перестроиться на обучение в домашних условиях, подобрать такие средства и методы обучения, которые бы позволили решать приоритетные задачи физического воспитания в вузе: обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, поддержание здоровья студентов. Это потребовало адаптации содержания предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», традиционно основанного на деятельностном практическом процессе учебного занятия, к домашним условиям с применением дистанционных образовательных технологий [1, 2]. Особую актуальность приобрели вопросы развития онлайн-образования. Новые подходы к образованию в дистанционном формате вызвали повышенный исследовательский интерес среди отечественных ученых [3–5].
Цель работы: показать особенности курса дистанционного обучения по общей физической подготовке для студентов очного отделения и выявить отношение студентов к занятиям в новом формате.
Материал и методика исследования. Разработка курса дистанционного обучения проводилась по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с направлением «Общая физическая подготовка».
В ходе исследования использовались анализ и обобщение научно-методической литературы, данных интернет-источников, анкетирование по исследованию отношения студентов к дистанционному образовательному курсу по общей физической подготовке, анализ посещаемости занятий и итоговой аттестации студентов, математические методы с расчетом процентов.
Исследование организовано на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К Аммосова. В режиме дистанционного обучения приняли участие студенты 2–3-го курсов очного отделения гуманитарного профиля кафедр «Педагогика и методика начального образования», «Зарубежная и отечественная филология», занимающиеся в группах общей физической подготовки, в количестве 42 человек, все девушки. Из них 7 человек совмещали учебу с работой, 3 человека имели малолетних детей, 12 человек обучались за пределами г. Нерюнгри.
В учебном процессе дистанционного обучения использовались онлайн-платформы и сервисы: Skype, Zoom, электронная почта, WhatsApp. Были задействованы актуальные учебно-методические материалы кафедры, которые дополнились новыми разработками для дистанционного обучения, и электронная библиотечная система вуза. Размещение методических материалов проводилось в электронной информационно-образовательной среде Moodle Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета, что способствовало самостоятельной деятельности студентов. На базе WhatsApp были созданы учебные группы студентов для информирования и оповещения о предстоящих планах, заданиях, закрытые личные чаты для индивидуальных вопросов обучающихся, получения выполненных заданий студентами и их оценки преподавателем.
Результаты исследования и их обсуждение. Для вовлечения студентов в активный образовательный процесс, эффективной обратной связи, стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на первое место были поставлены учебно-тренировочные занятия в онлайн-среде. В разработке курса дистанционного обучения по общей физической подготовке мы опирались на знание современных оздоровительных технологий, ориентированных на фитнес-программы, актуальные для домашних условий, вызывающих наибольший интерес среди студентов.
С учетом Госстандарта высшей школы мы предусмотрели практический раздел дисциплины по физической культуре и спорту с двумя подразделами: методико-практическим и учебно-тренировочным, а также контрольный раздел. В организацию практических занятий были включены методические занятия в системе Zoom (10% от всего курса занятий); учебно-тренировочные занятия в онлайн-формате, проводимые преподавателем на платформе Skype (60%), и самостоятельные занятия студентов с записью видеороликов и отправкой в личный чат преподавателя на WhatsApp (25%). На контроль спортивно-технической и общефизической подготовки было отведено 5% курса занятий как с визуализацией в онлайн-режиме, так и с записью видеороликов.
Виды деятельности разработанного нами курса и используемые в дистанционном формате следующие.
1. Разработка методических материалов преподавателями:
- методических указаний для самостоятельного составления комплекса общеразвивающих упражнений для разминки, а также ее проведения в онлайн-формате;
- комплексов упражнений общей физической подготовки с использованием собственного веса, инвентаря в домашних условиях (гантелей, эспандеров, пластиковых бутылок с водой), домашней мебели (с обновлением 1 раз в месяц);
- контрольных упражнений спортивно-технической подготовки, куда вошли силовые упражнения на разные группы мышц с оценкой техники их выполнения;
- тесты общефизической подготовленности (1 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, 2 – поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, 3 – классическая планка с опорой на предплечья).
2. Выполнение заданий студентами: составление комплекса упражнений для разминки и ее проведение в онлайн-формате.
3. Выполнение упражнений студентами:
- занятия в онлайн-режиме под руководством преподавателя, направленные на повышение спортивно-технической и общефизической подготовленности;
- самостоятельные занятия по разработанным педагогом комплексам общей физической подготовки, которые записывались в виде видеороликов в ускоренном режиме и отправлялись преподавателю.
4. Контроль:
- спортивно-технической и общефизической подготовленности с визуализацией в онлайн-формате;
- спортивно-технической подготовленности по видеороликам с записью в ускоренном режиме;
- общефизической подготовленности по видеороликам с записью в реальном времени;
- посещаемости занятий.
В качестве примера представляем «Комплекс ОФП-2» (силовой тренинг в домашних условиях):
1. «Отжимания» от пола (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)). Для девушек допускается упор на коленях.
2. Скручивания (20–30 раз) выполняются из положения лежа на спине, ноги согнуты под углом 90° на возвышении, руки за голову – подъем туловища вперед, тянуться локтями к коленям, округляя спину и втягивая живот (можно ноги закрепить за опору).
3. Приседания (20 раз).
4. «Планка» (30 секунд).
5. Отжимания от пола узким упором (кисти вместе в упоре) (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)). Для девушек допускается упор на коленях.
6. «Ножницы» (20–30 раз) для нижнего пресса – смена прямых ног в положении лежа на спине, одна нога сверху, другая снизу.
7. Выпады вперед с опусканием на колено и возвращением в исходное положение (15 раз каждой ногой).
8. «Планка» (35 сек – 1 минута).
9. Обратные «отжимания» от скамьи, опуская таз вниз вдоль опоры (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)).
10. «Скалолаз» (15 раз каждой ногой). Выполнение: из упора лежа подтягивание колена каждой ноги к локтю противоположной руки. Делается в быстром темпе, но нужно чувствовать работу мышц пресса, ног, кора.
11. Приседания с выпрыгиванием (10 раз (дев.)). «Берпи» (10 раз (юн)). Выполнение: упор присев – прыжком упор лежа – одно отжимание – прыжком упор присев – выпрыгивание вверх.
12. «Планка» (30 секунд).
Методические указания: все упражнения выполняются одно за другим (это 1 круг). Выполнить не менее 2 кругов для девушек и 3 кругов для юношей. Между кругами отдых не более 3 минут.
Несмотря на изоляцию, студенты нашего вуза имели возможность непосредственно заниматься физическими упражнениями. Это способствовало сохранению мотивации студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, активизации их двигательного режима.
Следует отметить ряд трудностей, с которыми столкнулись наши преподаватели и студенты в этот период:
1) слабая работа сети Интернет, перебои, особенно в удаленных районах Республики Саха (Якутия);
2) ограничения в подаче электричества в сельских районах, в том числе веерные отключения (воспользоваться электричеством можно было только в определенные часы);
3) ограничения в пространстве для занятий физическими упражнениями в домашних условиях;
4) недостаток контроля за правильным выполнением учебных заданий студентами из-за отсутствия контактной работы;
5) суровые климатические условия Крайнего Севера, не позволяющие заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе;
6) увеличение педагогической нагрузки на преподавателей, поскольку значительно увеличилась индивидуальная работа со студентами.
Опрос, проведенный среди студентов при выходе на очное обучение, позволил выявить отношение студентов к занятиям по физической культуре в удаленном режиме: насколько эффективно, по их мнению, прошли занятия, какие испытывали негативные факторы в период изоляции, с какими трудностями столкнулись при занятиях физическими упражнениями в домашних условиях.
На вопрос: «Как прошло дистанционное обучение по физической культуре?» – 56% обучающихся ответили: «Эффективно», 40% обозначили как «Менее эффективно, чем при очном обучении», и 4% считают, что «Неэффективно».
На вопрос: «Какие негативные факторы имели место в этот период?» мы получили следующие ответы:
- снижение физической активности отметили 60% студентов;
- увеличение объема учебной нагрузки в целом – 32%;
- недостаток прогулок на свежем воздухе – 30%;
- пребывание в замкнутом пространстве – 20%;
- нарушение режима дня – 20%.
Дополнительно были отмечены такие факторы, как нехватка общения с одногруппниками, нарушение сна, частые болезни, много дел по дому, головные боли из-за постоянного использования ноутбука, смартфона.
12% студентов указали на отсутствие негативных факторов.
В ответах на вопрос: «Были ли ухудшения эмоционального состояния?» можно выделить апатию у 30% опрошенных, а также такие состояния, как раздражительность у 25%, тревожность у 25%, плаксивость у 20%, гнев у 8%. Не испытывали ухудшения эмоционального состояния 25% девушек.
При исследовании трудностей, испытываемых студентами при занятиях физическими упражнениями в онлайн-формате, мы констатировали:
- отсутствие необходимого спортивного инвентаря – 60% ответов;
- ограничение пространства в домашних условиях – 56%;
- недостаток индивидуального контроля правильной техники упражнений – 32%;
- снижение мотивации к занятиям в нестандартных условиях – 30%.
На вопрос: «Понравились ли вам онлайн-занятия по физической культуре и спорту?» большинство студентов ответили «Да» – 72%. «Нет» и «Затрудняюсь ответить» отметили по 14% опрошенных.
Улучшение общего состояния от занятий физическими упражнениями в онлайн-формате отметили 60% девушек, не отметили улучшения 25% и затруднились ответить 15%.
Также особенностью данного курса явилась возможность для студентов, пропускающих занятия физическими упражнениями в онлайн-формате без уважительных причин (проспал, готовился к другому предмету) или по уважительной причине в связи с техническими сбоями, отработать пропущенные занятия в более позднее время. А те, кто пропускал из-за ухода за детьми или в связи с работой, выполняли разработанные комплексы ОФП в удобное для них время, делали записи занятий и отправляли на контроль преподавателю. Это позволило повысить общую посещаемость занятий студентами и обеспечить прохождение итоговой аттестации в намеченные сроки. Исходя из предусмотренных программой в весеннем семестре практических занятий в количестве 32, на 42 человека приходится 1344 занятия. Несмотря на указанные трудности, процент общей посещаемости занятий в данной группе составил 84% (1129 занятий), соответственно пропуски занятий с учетом уважительной причины (из-за болезни) – 16% (215 занятий). На пропущенные занятия по болезни пришлось 7% (94 занятия), на остальные пропуски – 9% (121 занятие). Результаты итоговой аттестации по контролю успеваемости в балльно-рейтинговой системе за осенний семестр 2020/2021 учебного года – аттестованы 100%.
Заключение
Разработка дистанционного образовательного курса по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с направлением «Общая физическая подготовка» обусловлена необходимостью реализации программы физического воспитания студентов с непосредственным учебно-тренировочным процессом, значительную долю которого составили занятия в онлайн-режиме в домашних условиях. Это дало возможность сохранить мотивацию студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, активизировало их двигательный режим.
Для реализации курса дистанционного обучения применялись современные онлайн-платформы и сервисы.
Несмотря на выявленные трудности для преподавателей и студентов в период изоляции, обучение в дистанционном формате с использованием технических средств в условиях сурового климата Якутии прошло успешно. Следует отметить высокую посещаемость занятий студентами в этот период и успешное прохождение текущей и итоговой аттестации. Результаты проведенного среди студентов опроса показали, что большинство из них положительно относятся к занятиям физическими упражнениями в онлайн-формате.
Занятия в онлайн-режиме с использованием комплексов упражнений по общей физической подготовке, разработанные на основе современных оздоровительных технологий, ориентированных на фитнес-программы, понравились большинству студентов и вызвали спортивный интерес.
Разработанный нами курс дистанционного обучения по общей физической подготовке позволил в карантинный период продолжить качественное обучение, дал возможность находиться преподавателям в постоянном взаимодействии со студентами, достигнуть эффективной обратной связи благодаря технологиям непосредственного выполнения студентами упражнений и заданий в онлайн-среде и визуализированной оценке преподавателя.
Итоги функционирования новой модели дистанционного образования важны и на сегодняшний день. Студенты, совмещающие обучение с работой, воспитывающие малолетних детей, проживающие в отдаленных районах Республики Саха (Якутия), в других регионах, имеют возможность непосредственно заниматься физическими упражнениями в удобное для них время, используя разработки вуза.
Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью учебного процесса, но оно не заменит живого общения, непосредственной контактной работы участников педагогического процесса.
Мобильные технологии в процессе физического воспитания можно использовать лишь в качестве вспомогательных технических средств, но они не оказывают должного влияния на качество этого процесса.
Библиографическая ссылка
Прокопенко Л.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32275 (дата обращения: 13.06.2024).